Мобильное приложение. Что нужно знать перед разработкой
Мобильное приложение – это программа, абсолютно аналогичная сайту, проще говоря, сайт на телефоне, написанный на двух или более языках программирования (Android – Java, IOS – swift, object-c, Windows – C#), который устанавливается непосредственно на телефон каждого пользователя по его (пользователя) инициативе.
Мобильные приложения бывают двух видов:
- Для телефонов
- Для планшетов Как правило, разработанное под планшет приложение плохо выглядит на телефоне и приложение, разработанное под телефон, плохо выглядит на планшете. Надо учитывать и то, что аудитория у планшетов и у телефонов разная и, как правило, преследует разные цели при использовании того или иного гаджета. Поэтому телефонные и планшетные мобильные приложения могут и должны различаться.
Мобильное приложение состоит из двух или более частей:
Самое важное для мобильного приложения – это база, для которой оно пишется. Например, системы учета (1С, Интрасервис или др.), с которыми должна происходит интеграция мобильного приложения. Нужно понимать, что система учета – это “мама”, у которой есть «дочка» – мобильное приложение. Следовательно, как недостатки, так и положительные стороны базовой программы автоматически перенесутся в мобильное приложение. Само мобильное приложение, которое открывается на телефонах (IOS, Andorid, Windows) пользователей. Серверная часть – по факту это сервер в сети интернет, который обрабатывает всю логику работы мобильного приложения. Администрирование и хранение данных происходит на серверной части. При создании и последующей поддержке приложения есть обязательные 2 роли, которые невозможно совмещать в одном человеке:
Администратор приложения – человек, который занимается наполнение мобильного приложения какими-либо данными. Технический специалист – группа программистов, которые занимаются программированием каждого отдельного приложения (IOS, Android, Windows) и серверной части. Принцип работы, выстраивание процессов администрирования в мобильном приложении практически идентичны сайту и отличаются только по некоторым критериям.
Плюсы использования мобильного приложения перед сайтом:
- Лучше адаптируется под разные размеры экрана телефонов, в то время как сайт не всегда хорошо открывается на разных устройствах.
- Быстрее запускается и работает на телефоне.
- Позволяет выводить часть данных (как правило, без картинок) без доступа в интернет. Сайт так не может.
- Пользователь не привязан к рабочему месту (компьютеру, Wi-Fi).
- Имеются Push-уведомления: можно посылать сообщения о чем-либо пользователю.
- Можно использовать дополнительные свойства телефона (камера, блютус и т.д.).
Минусы использования мобильного приложения перед сайтом:
- Цена – стоимость внедрения, сопровождения и администрирования выше, так как затрагивает большее количество компонентов и специалистов, например, программистов – каждый на отдельную платформу (IOS, Android, Windows). Получается, что сайт более дорог на этапе разработки, а мобильное приложение более дорого на этапе поддержки.
- Изменения, вносимые в мобильное приложение, имеют инерцию, и пользователь может не сразу увидеть изменения. Все зависит от того, когда пользователь подключится к интернету и когда он обновит его в Маркете (AppStore, Google Play, Windows Market).
- Разновидности телефонов (размер экрана, мощность, уровень сигнала связи, установленные приложения) также влияют на работоспособность и качество работы приложения. Если проверка сайта в разных браузерах дает гарантию, что пользователь получит нужный уровень сервиса, то с мобильными приложениями все гораздо более индивидуально.
- Есть третьи стороны, влияющие на доступность приложения (Apple, Google, Microsoft), которые могут по собственным правилам (или сбоям) удалить приложение из Маркета. Деньги за разработку и администрирование в этом случае не возвращаются.
- Затраты на изменение функциональной работы мобильного приложения (работы, которые потребуют для сайта 1 часа работы, растянутся в мобильном приложении на 3 дня работы + инерция обновления мобильного приложения).
- Более сложный механизм вывода информации: необходимо соблюдать пропорции картинки, объем текста, сложные элементы оформления и т.д. Это более сложно для администрирования и поддержки.
Администрирование мобильного приложения:
На 80% администрирование мобильного приложение ничем не отличается от администрирования сайта. Оставшиеся 20% – повышенные требования к содержимому публикуемой информации:
- Цензура. Сайт можно разместить на собственном сервере и никто не может помешать публиковать запрещенный контент (контент для взрослых, мат, продажа наркотических средств, нарушение чьих-то авторских прав, безграмотная речь, опечатки и т.д.). В мобильном приложении за «запрещенкой» строго следят и за это наказывают (блокировка аккаунта, удаление приложения и т.д.).
- Требования к графическому материалу. По своему методу работы, сайт может сгладить плохую картинку (маленькое разрешение), и мало кто это заметит. В мобильном приложении качество картинки сильно бросается в глаза. Нужно более внимательно относиться к визуальному контенту.
- Нет предпросмотра изменений. Когда администрируется сайт, перед публикацией можно посмотреть, как будет выглядеть публикуемый материал. В мобильном приложении с этим сложнее: такого функционала нет. Нужно заказывать отдельное приложение для таких тестов или уметь изначально делать все правильно.